Публикации

2008
Андрей Ковалев, Бедный художник, бедное искусство, Профиль, 10.03.2008, Москва

Вечером 4 марта было объявлено, что открытие выставки Михаила Рогинского <Москва - это прежде всего...> в Музее личных коллекций отменяется.
Многочисленные почитатели художника, умершего в Париже в 2004 году, многие из которых специально приехали на открытие из других городов, пришли к закрытым дверям. 
Отмены и переносы выставок - явление довольно частое в музейной и галерейной практике. Как правило, такие cитуации возникают по организационно-бюрократическим причинам: работы задержались на таможне или организаторы банально не успели подготовить выставку. Однако в этом случае ситуация гораздо сложнее. В распространенном пресс-службой музея сообщении была указана причина отмены выставки - <Между партнерами проекта не были отрегулированы имущественные вопросы>.
   
Конфликт развернулся за шесть дней до открытия выставки, когда в администрацию музея было передано письмо. Из него следовало, что непосредственный организатор выставки, Лиана Рогинская, вдова художника, не может единолично распоряжаться наследием художника, поскольку есть и другой наследник - сын Михаила Рогинского, Александр Рогинский, инвалид с детства, признанный по суду недееспособным вследствие психического заболевания. По словам матери Александра, Марии, его опекуна, первоначально у нее совсем не было цели отменить выставку, задача была одна - ознакомить общественность и дирекцию музея со сложившейся ситуацией. Директор ГМИИ им. Пушкина, структурной частью которого является Музей личных коллекций, потребовала от конфликтующих сторон срочно урегулировать отношения. Однако никакого примирения добиться не удалось, музейную тишину нарушил весьма громкий скандал, перипетии которого сотрудники ГМИИ предпочитают тактично замалчивать. Ада Беляева, реставратор и искусствовед, один из инициаторов выставки, говорит, что <музей сделал все возможное и невозможное для того, чтобы выставка состоялась>. По ее словам, Ирина Антонова проявила ангельское терпение, выслушивая конфликтующие стороны и предоставив им дополнительный срок для согласования позиций, до последнего момента ожидая примирения сторон. Но те так и не договорились. И хотя выставка была практически смонтирована, директору музея пришлось принять нелегкое решение отменить ее: музей не может и не должен выступать в качестве места, где решаются имущественные споры.

Проблема возникла трудноразрешимая, здесь сошлось слишком много обстоятельств, и одно из них - различие российских и французских законов (Лиана Рогинская - гражданка Франции). Сложилась ситуация, в которой стороны нуждаются в психологической поддержке.
   
Обе женщины прожили очень тяжелую, даже героическую жизнь. Мария Рогинская воспитывала психически неполноценного Александра. На долю Лианы Рогинской также выпали очень тяжелые испытания. После эмиграции во Францию в 1978 году семья буквально бедствовала. Художник, заслуги которого все признавали, так и не смог вписаться в новую жизнь. Скажем прямо - это очень неутешительный, но вполне типичный для русской культуры факт: великий художник умер в бедности, совсем немного не дожив до признания своих заслуг. После прошедшей в 2003 году, незадолго до смерти художника, выставки в Третьяковской галерее, которая получила отличную прессу, цены на произведения Рогинского начали стремительно расти. И подскочили, по некоторым оценкам, чуть ли не на порядок. Именно этот вполне оптимистический процесс и стал одной из причин, вследствие которых конфликт так и не удалось разрешить. Неожиданно счет пошел на многие миллионы долларов. Суммы для немолодых людей, проживших жизнь в благородной бедности, фигурировали настолько несусветные, что они, совершенно беспомощные в правовых и экономических вопросах, просто растерялись.

Лиана Рогинская за четыре года проделала огромную работу по сбору, изучению, реставрации и пропаганде наследия Рогинского. Труд, нужно сказать, довольно сложный: как истинный художник, покойный маэстро в деловом плане проявлял чрезвычайную легкомысленность. С другой стороны, именно эта позитивная деятельность Лианы Рогинской и стала причиной того, что родственники Александра Рогинского серьезно опасаются того, что юридические и имущественные права этого тяжело больного человека могут быть ущемлены.

При этом Лиана долгое время материально поддерживала Александра Рогинского. Она заявляет о своем согласии разделить наследство в согласии с законом, но чтобы это сделать, требуется оформить права наследования, что в настоящее время не сделано. Вопрос только в размере этих долей, в целом же попытки со стороны опекунов Александра Рогинского разделить наследство в очень сжатые сроки Лиана Рогинская рассматривает как попытки прямого шантажа.

Опекуны Александра Рогинского, в свою очередь, говорят о том, что после выставки работы станут для них недоступны. Напомним, администрация музея предлагала всего лишь установить мировое соглашение на время выставки. В результате конфликт, ставший неуправляемым, привел к очень печальным результатам.
   
Ни для кого не секрет, что выставка в уважаемом музее должна привести к скачкообразной капитализации творческого наследия художника. Ни в какой специальной раскрутке Михаил Рогинский не нуждается, достаточно сказать, что в 2004 году критики, стоящие на самых разных эстетических позициях, единодушно присудили ему премию <Мастер>. Энтузиазм, с которым и администрация, и сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина начали работать над выставкой, и стойкость, которую они проявили в очень непростой ситуации, также говорят о многом. Стоит сказать хотя бы о том, что для демонстрации работ Рогинского была освобождена часть постоянной экспозиции Музея личных коллекций. Ада Беляева рассказывает, что когда она три года назад пришла к Ирине Антоновой с предложением устроить выставку Рогинского, то ее предложение приняла на ура не только дирекция, но и все сотрудники Музея личных коллекций. Были предложены самые лучшие условия, работа над выставкой шла с энтузиазмом, но о том, какого прекрасного зрелища мы лишились, теперь можно судить только по устным рассказам Анны Чудецкой, куратора выставки.
   
Сложного, неудобного, тяжелого художника признал наконец и художественный рынок. На нью-йоркском аукционе Phillips 16 ноября 2007 года работа Рогинского была продана за $49 тыс., а на предстоящих торгах аукциона Сотби, назначенных на 12 марта 2008 года, эстимейт трех выставленных на продажу картин Рогинского составляет, в зависимости от размера работ, от 15 тыс. до 30 тыс. фунтов стерлингов. И теперь очень велика вероятность, что эти процессы могут пойти в прямо противоположную сторону. Выставка Рогинского, которая планировалась в Русском музее в Санкт-Петербурге, тоже будет, скорее всего, отменена. Добросовестные покупатели, даже те из них, кто является истинным поклонником художника, теперь не будут покупать вещей с такой <нехорошей> историей.
   
Реставрация большинства работ Михаила Рогинского была сделана Адой Беляевой совершенно безвозмездно, как дань памяти великому художнику и другу семьи. К выставке был подготовлен отлично изданный каталог, с большим количеством иллюстраций и текстов - исследований и воспоминаний друзей художника; над его оформлением работала одна из лучших книжных дизайнеров, Ирина Тарханова. Подготовку и реставрацию некоторых работ Рогинского, а также издание каталога частично оплачивал бизнесмен Тамаз Манашеров.
   
Судя по рассказам сталкивавшихся с ним людей, это молодой, обаятельный и весьма просвещенный человек - именно он финансировал издание монографии Оскара Рабина совместно с Русским музеем. Но по словам Лианы Рогинской, он не только оказался бескорыстным спонсором, но и подошел к делу с серьезной деловой хваткой. Когда вдова художника получила проект документов о создании Фонда Рогинского, то пришла в ужас и немедленно заявила о разрыве отношений.
   
Возможно, с точки зрения российской деловой этики документ был составлен в высшей степени лояльно и комфортно. Нет также никаких особых оснований говорить о том, что весьма состоятельный предприниматель имел намерение ограбить не имеющую никакого делового опыта женщину, у которой слово <офшор>, упоминавшееся в документах, вызывает священный ужас. Но дело было сделано, недавние соратники расстались врагами. Выставка оказалась под угрозой срыва, однако организаторам удалось найти другого спонсора, которым стал фонд <Общество поощрения художеств>, сумевший в кратчайшие сроки изыскать средства на оплату расходов по организации выставки. 
   
К чести бизнесмена следует сказать, что он хотя и предъявил г-же Лиане Рогинской счет за понесенные им расходы и моральный ущерб, но никаких серьезных действий для их возмещения не предпринимал, оставив в качестве залога несколько работ. Тем не менее в разгар возникшего конфликта родственники Александра Рогинского пользовались услугами того же самого адвоката, услугами которого пользовался господин Манашеров во время конфликта с Лианой Рогинской. По этой причине в художественной среде стали циркулировать слухи о том, что предприниматель имеет намерение наложить руку на наследие Рогинского, но теперь уже с другой стороны. Вполне возможно, это только слухи, тем более что получить комментарии у г-на Манашерова не удалось.
   
Большинство представителей арт-мира, с которыми мне пришлось обсуждать данную проблему в ходе подготовки материала, считают, что ситуация может обернуться катастрофой для русского искусства в целом, поскольку в данном случае мы имеем дело не только с юридическими и финансовыми проблемами, но и с проблемой сохранения российского культурного достояния. Учитывая все этические сложности, близкий друг Михаила Рогинского художник Александр Юликов полагает, что распыление коллекции было бы очень неверным решением. Он считает, что было бы правильным оставить управление творческим наследием Михаила Рогинского в руках Лианы Рогинской - квалифицированного искусствоведа. При этом, считает Юликов, следует оговорить достойную компенсацию сыну Рогинского, Александру, инвалиду с детства. И заниматься этим должны не только адвокаты, но и согласительная комиссия из наиболее авторитетных представителей художественного мира.
   
Но пока ситуация накалена до предела. Что очень печально - Михаил Рогинский был абсолютным и принципиальным бессребреником.

Источник: www.profile.ru Вечером 4 марта было объявлено, что открытие выставки Михаила Рогинского <Москва - это прежде всего...> в Музее личных коллекций отменяется. Многочисленные почитатели художника, умершего в Париже в 2004 году, многие из которых специально приехали на открытие из других городов, пришли к закрытым дверям.